Ошибки в подходах внедрения раздельного сбора.

Опубликовано: 2019-12-07 05:27:26



Ошибки в подходах внедрения раздельного сбора.

Ошибки  в  подходах  внедрения  раздельного  сбора.

Оптимистические  надежды,  которые  появились  после  наконец-то  начавшегося    внедрение  раздельного  сбора,  заслонили  собой  ошибочность  выбранной  стратегии  организации  этого  важнейшего  мероприятия.   За  базовый  принцип  взята  стратегия  размещения  контейнеров  раздельного  сбора  на  контейнерных  площадках  для  сбора  мусора.  Есть  различные  подходы  по  количеству  таких  контейнеров   и  видов  сортируемых  фракций,  но  главная  суть  заключается  в  том,  что  жители  сами  отделяют  дома  вторсырье  и  помещают  его  в  предназначенный  контейнер.  На  первый  взгляд  все  выглядит  очень  даже  неплохо  -  контейнера  для  раздельного  сбора  находятся  рядом  с  домом  и  ничего  не  мешает  гражданину  при  выносе  мусора  взять  и  положить  отобранное  заранее  вторсырье  в  нужную  емкость.  Так  и  делает  сознательная  часть  жителей,  своими  действиями   подтверждая   для  чиновников  и  экоактивистов  правильность   выбранного  подхода  и  зарождая   надежды  на  изменения  ситуации  с  отходами  в  лучшую  сторону.  Но  социально-ответственная  форма  поведения  гражданина  не  является  преобладающей  в  нашем  обществе  на  данный  момент  и  это  заранее  определяет  недостаточную  эффективность  такого  подхода.  Это  обстоятельство   не  рассматривается  как  аргумент  для   выработки  других  подходов.  Повысить  результативность  раздельного  сбора  экоактивисты  и  чиновники  рассчитывают  путем  экологического  просвещения  и  воспитания  взрослого  населения  и  подрастающего  поколения,  а  также    примером   действий  сознательных  граждан.   И  таким  способом  населению  нашей  страны  должно  постепенно  привиться  социально- осознанное  поведение  в  вопросах  защиты  природы  и  ресурсосбережении.

Пагубность  таких  представлений  заключается  в  том,  что  они  противоречит  природе  человеческой  психологии  и  не  содержит  реально  влияющих  на  поведение  человека  факторов  — поощрение  и  наказание.  Изначально  ошибочным  является  подход,  что  взрослого  человека   с  устоявшимся  мировоззрением,  своей  системой  ценностей,  которые  сформировались   за  период  всей  его  жизни,  можно  перевоспитать.  Хотелось  бы  возразить  таким  оптимистам,  что  большинство  людей  не  могут  заставить  своих  собственных  детей  сесть  за  уроки,  хорошо  учится,  не  начинать  курить  в  подростковом  возрасте  и  приобщаться  к  алкоголю.   Многие  родители  не  добиваются  желаемых  результатов  в  воспитании  своих   детей   и  терпят  частичное,  а  иногда  полное  фиаско  на  ниве  семейного  воспитания.  Если  такие  проблемы  возникают  на  этапе  формирования  сознания  ребенка,  а  затем  молодого  человека,  то  о  каком   переформатировании   сознания  взрослого  человека  путем  воспитания  можно  говорить.   Уверенность  в  возможность  перевоспитать  взрослого  человека  граничит  с  наивностью,  с  верой,  что  человеку  достаточно  объяснить  последствия  пагубности  его  действий  и  он  изменит  свое  поведение.  Вы  много  знаете  случаев  перевоплощения,  например,  уголовников  в  добропорядочных  граждан  путем  воспитания  без  отбывания  наказания  в  местах  лишения  свободы?    Даже  отбывание  наказания  для  многих  не  является  преградой  к  совершению  новых  преступлений,  что  уж  тут  надеяться  на  переформатирования  сознания  в  результате  воспитательных  бесед.  У  обычных  граждан,  которые  равнодушны  к  раздельному  сбору,  жизненные  установки  являются  не  менее  устоявшимися,  чем  у  остальных  людей.  Так  что  метод  воспитания  применим  только  в  отношении  детей  с  оговоркой,  что  внутренние  устои  семьи  не  будут  препятствовать  процессу  проникновения  моральных  принципов  в  сознание ребенка.

Что  касается  школьного  воспитания  подрастающего  поколения,  то  дело  это  хорошее,  но  ожидания  от  него  явно  завышены.  В  школе  преподают  множество  предметов, способствующих  гармоничному  развитию  подростка.  Но  если  посмотреть  на  выпускников  школы,  то  выясняется,  что  часть  них  курит,  матерится,  употребляет  алкоголь  и  сексуально  раскрепощены.  Я  не знаю,  на  уроках  по  какому  предмету  этому  учат,  вроде  в  школьной  программе  таких  дисциплин  нет.  Поэтому  включение  в  программу  школьного  образования  экологического  просвещения  необходимо,  но  не  гарантирует  формирование  у  подростка  экологически  сознательного  поведения.  Если  ребенок  живет  в  семье  с  установками  пренебрежения  интересами  общества,  то  усилия  учителей  в  школе  по  привитию  экологического  сознания  не  увенчаются  успехом.

Также  подростки  как  губки  впитывают  в  свое  сознание  те  установки,  которые  преобладают  в  обществе  на  данный  момент.   Радеющие  за  повсеместную  установку  контейнеров  для  раздельного  сбора  забыли,  что  в  нашем  обществе  в  сознании  немалого  количества  людей  прочно  укоренился  индивидуализм,  стремление  к   личному  успеху  любой  ценой,  материальному  обогащению,  получение  от  жизни  максимального  количества  развлечений  и  удовольствия.  В  шкале  ценностей  таких  людей  не  найдется  места  защите  природы,  даже  если  рядом  будет  отравлять  жизнь  полигон  для  мусора.  Я  живу  в  ближнем  Подмосковье  в  непосредственной  близости  с  печально-известным  полигоном  «Кучино»,  который  закрыли   по  прямому  указанию  президента.   Долгие  годы  жизнь  людей  отравлял  запах  с  полигона  и  казалось  бы,  что  не  найти  более  мотивированных  людей  для  участия  в  раздельном  сборе,  чем  жители  окрестных   мест.  Но  заполнение  контейнера  раздельного  сбора  на  мусорной  площадке  наглядно  подтверждает,  что  протестовать  против  полигона  рядом  с  домом   и  разделять  у  себя  дома  мусор  -  это  совсем  разные  вещи.  И  подростки  видят  все  это,  живут в  этой  среде,  среди  разговоров  взрослых  и  их  конкретных  поступков.  И  в  семьях,  которые  все  усилия  направляют  только  на  получение  материальных  благ,  растет  следующее  поколение  безразличных  и  эгоцентричных  людей.  Поэтому  для  воспитания  молодого  поколения  необходимо  в  первую  очередь  найти подход  к  их  родителям,  создать  для  них  мотивацию   для  участия  в  раздельном  сборе,  а  не  жить  необоснованными  надеждами,  что  новое  поколение  будет  лучше  предыдущего.

Что  касается  просвещения  населения  о  вредном  воздействии  отходов  на  окружающую  среду,    то  оно  не  окажет  заметного  влияния  на  увеличение  количества  экологически  сознательных  граждан.  Ведь  в  основе  экологически-сознательного  поведения  лежит  не  знание  о  том,  сколько  лет  разлагается  выброшенные   в  лесу  пластиковые  бутылки   или  автомобильные  шины,  а  осознание  своего  долга  по  сохранению  внешней  среды  и  желание  жить  в  красоте.   В  душе  человека  должен  быть  запрос  на  чистоту  вокруг  себя,  красоту  и  гармонию,  а  это  прививается  в  семье.

Когда  сторонники  воспитательной  и  просветительской  работы  с  населением  утверждают,  что  можно  в  обозримом  будущем  приручить  граждан  к  раздельному  сбору,  мне  хотелось  бы  узнать,  почему  же  до  сих  пор  люди   не  научились  соблюдать  такие  элементарные  нормы  общественного  поведения,  как  выкидывать  мусор  в  урны,  сливать  за  собой  воду  в  общественных  туалетах,  носить  носовой  платок  и  не  сморкаться   на  асфальт.   Сколько  лет  назад  появились  первые  урны  на  улицах  городов,  сантехника  в  городских  домах,  носовой  платок  в  гардеробе  людей,  а  соблюдать  общественные  нормы  многие  люди  до  сих  пор  не  собираются.

Подтверждением,  что  экологически-сознательное  поведение  не  связано  напрямую  с  уровнем  образования,  служит  безразличие  большинства  руководителей  учреждений  и  организаций  к  вопросу  внедрения  раздельного  сбора.  В  столице  было  принято  несколько  постановлений  Правительства    Москвы  о  внедрении  раздельного  сбора  в  учреждениях  и  организациях  города,  но  они  были  проигнорированы  руководством  этих  структур.  И  это  позиция  экономической  и  управленческой  элиты  нашего  общества,  людей  с  высшим  образованием,  обладающих  незаурядными  способностями  и  определенным  культурным    уровнем!   Уж  им  ли  не   знать  про  вред  отходов  окружающей  среде,  но  они  предпочли  уклониться  от  внедрения  раздельного  сбора,  так  как  постановления  не  содержали  механизмов  контроля  и  поощрения.

Нельзя  внедрять   раздельный  сбор  путем  установки    контейнеров  на  мусорных  площадках,  так  как  ожидаемого  большого  увеличения  задействованных  жителей  не  будет,  а  все   надежды   на  это  строятся  на  идеалистических  и  ошибочных  представлениях.   Настало  время   пересмотреть  ложные  шаблонные  утверждения,  которые  многие  годы  находится  в   нашем  сознании  и  мешают  увидеть  реальное  положение  вещей.  Сейчас  в  ходе  начавшейся  реформы  мусороперерабатывающей  отрасли   все   рассчитано  на  превращение  скудного   потока  вторсырья  из  контейнеров  раздельного  сбора  в  мощные  потоки  -   отлаживается  процесс  вывоза,  налаживается  взаимодействие  между  различными  структурами  (региональные  операторы,  перевозчики,  управляющие  компании,  местные  органы  власти  и  т.д.).  Но  вся  эта  работа  теряет  смысл,  так  как  расчет  сделан  на  утопические  надежды   по  увеличению  сознательности  граждан.

Также  против  размещения  контейнеров  раздельного  сбора  на  мусорных  площадках   говорят  и  экономические  аргументы.  Это  необходимость  объезда  всех  мусорных  площадок  отдельным  транспортом,  повреждение  контейнеров  вандалами,  ошибочное  или  умышленное  заполнение  контейнеров  мусором,  заполнение  контейнеров  не  подлежащим  переработке  сырьем,  изъятие  из  контейнеров  ценных  фракций  малоимущими  гражданами  или  бомжами,  помещение  в  контейнеры  раздельного  сбора  опасных  отходов.  Отдельно  отмечу,  что  размещаемые  в  эти  контейнеры  пластиковые  упаковки  загрязнены  остатками  содержимого,  и   на  данный  момент  это  представляет  серьезную  проблему,  так  как  по  некоторым  видам  пластика  нет  предприятий,  перерабатывающих  его  в  загрязненном  виде.   Наличие  таких  серьезных  сопутствующих  проблем  дает  право  поднять  вопрос,  зачем  идти  по  пути  преодоления  этих  трудностей,  когда  можно  применить  другую  стратегию  раздельного  сбора. Необходимо  во  внедрении  раздельного  сбора  перейти  на  формирование  личной   мотивации  через  систему  поощрения  социально-ответственного  поведения.

Суть  альтернативного  подхода  заключается  в  организации  приема  вторсырья у  населения  на  базе  стационарно  размещенных  приемных  пунктов  с  применением  системы  поощрения,  основанной  на  предоставления  нематериальных,  но  весьма  значимых  для  граждан  выгод.  Система  поощрения  состоит  из  набора  стимулов,  предоставляемых  государством.  В  качестве  таких  мер  можно  предоставить  поступающим  в  ВУЗ  молодым  людям  дополнительные  баллы  к  ЕГЭ,  льготные  потребительские  и  ипотечные  кредиты  банками  с  контрольным  пакетом  у  государства,  скидки  на  вывоз  мусора  в  квитанции  по  квартплате,  предоставление  материальной  ссуды  на  открытие  бизнеса  безработным   и  т.д.

Для  обеспечения  полного  охвата  населения  раздельным  сбором  также  необходимо  задействовать  административный  ресурс.  Необходимо  обязать  принимать  участие  в  этом  мероприятии    государственных  и  муниципальных  служащих,  а  то  они  ограничиваются  только  призывами  к  населению  проявлять  сознательность.  Это  должно  касаться  и  соискателей  работы  на  должностях  государственных  и  муниципальных  служащих.

Также  необходимо  задействовать  студентов  бюджетных  отделений  ВУЗов,  ведь  они  находятся  в  привилегированном  положении  даже  по  сравнению  со  студентами  советского  периода,  когда  после  окончания  учебы  надо  было  отработать  по  распределению  три  года  вдали  от  дома.  Форма  привлечения  должна  быть  реализована  посредством  выплаты  стипендии  участвующим,  а  социально  безразличные  студенты  теряют  право  на  ее  получение.

Необходимо  привлечь  военнослужащих  к  раздельному  сбору,   ведь  в  общей  сложности  офицерский  состав  и  контрактники  составляют  значительное  количество  граждан.  Мне  представляется,  что  если  профессия  человека  предполагает  готовность  пожертвовать  собой  ради  защиты  страны,  то  он  должен  быть  готов  на  социально-полезные  дела.

Целесообразно  поставить  условие  участие  в  раздельном  сборе  сотрудникам  госкомпаний,  а  также  соискателям   работы   в  этих  компаниях.

Также  необходимо  поставить  условием  допуска   к  госзакупкам,  получения  госконтрактов,  включения  в  различные  инвестиционные  программы  участие   сотрудников  претендующих  компаний  в  раздельном  сборе.  В  конечном  счете  во  всех  семьях  хотя  бы  один  из  членов  окажется  вовлеченным  по  административному  фактору  или  поощрительным   стимулом  и  таким  образом  все  население  охватывается  этим  мероприятием.   Учет  и  контроль  возможно  организовать  с  помощью  индивидуальных  электронных  карт,  наподобие  скидочных  карт  сетевых  магазинов.

Предложенные   поощрительные  стимулы  и  административный  фактор  не  требуют  материальных  ресурсов,  а  система  стационарных  приемных  пунктов  и  компьютерная  система  учета  сдачи  сырья  гражданами  может   быть  профинансирована  за  счет  средств  экологического  сбора.  Нет  более  результативного  действия  государства  в  сфере  организации  новых  предприятий  по  переработке,  чем  создание  гарантированных  потоков  собранного  вторсырья.  Предприниматель  создает  производство  по  переработке,  если  на  рынке  есть  наличие  этого  сырья.  Или  начинает  собирать  его,  если  есть  предприятия  по  переработке.  Очевидно,  что  государство  централизованной  системой  приема  вторсырья  сможет  наполнить  рынок  сырьем  и  это  будет  стимулировать   создание  новых  перерабатывающих  мощностей.

Нужно   отметить  тот  момент,  что  принимаемое  в  стационарных  приемных  пунктах  сырье  будет  по  качеству  лучше,  чем  в  контейнерах  раздельного  сбора,  так  как  упаковку  должна   приниматься  в  чистом   виде.  И  тем  более  на  несколько  порядков  лучше,  чем  извлекаемое  на  мусоросортировочных  линиях  после  контакта  его  с  пищевыми  отходами  в  мусорных  контейнерах  и  прессования  в  кузовах  мусоровозов.

Государству  никуда  не  уйти  от  непосредственного  участия  в  решении  проблемы  утилизации  мусора.   Как  бы  оно  не  пыталось  скинуть    этот  вопрос  на  плечи  частного  бизнеса,  во  многих  случаях  нет  рыночных   механизмов  решения  этих  проблем.  Это  касается  нерентабельных  видов  вторсырья,  который  можно  переработать,  но  бизнес  не  будет  этим  заниматься.  Это  касается  загрязненного  сырья,  так  как  выгодно  перерабатывать  чистые  отходы  производства  и  не  усложнять  производственный  процесс  мойкой  и  сушкой.  Это  касается  малонаселенных  и  отдаленных  населенных   пунктов,  где  нет  экономической  базы  для  создания  бизнеса  по  сбору  и  переработке  вторсырья.  Это  касается  рентабельного  сырья  при  существенном  транспортном  удалении  от  перерабатывающих  предприятий,  что  делает  невыгодным  его  сбор.  И  самое  важное  то,  что  предприятия  других  отраслей  в  основном  решают  проблему  сбыта,  а  перерабатывающие  предприятия  вынуждены  сталкиваться    еще  и  с  проблемой  нестабильности  потоков  сырья.  Только  государству  под  силу  создание  общенациональной  системы  сбора  вторсырья,  охватывающей  всю  номенклатуру  и  всю  территорию  страны.

Неизбежно  и  создание  государственных  предприятий  по  переработке  в  тех  случаях,  когда  частный  бизнес  не  охватывает  по  вышеизложенным  причинам  всю  номенклатуру  вторсырья  или  всю  территорию  того  или  иного  региона  страны.   Представление  о  том,  что  непосредственное  участие  государства  в  хозяйственных   процессах   неэффективно,  не  соответствует  действительности.  Если  вернуться  к  опыту  Советского  Союза,  то  можно  вспомнить  такие  примеры  эффективности  государственного  хозяйствования  как  колхозы  и  совхозы-миллионеры.  Работающие  в  них  получали  высокие  зарплаты,   а  на  селе  строились  клубы,  бассейны,  музыкальные  школы,  профилактории  и  т.д.  А  рядом  находились  колхозы  с  намного  худшими  результатами,   с  большими  потерями  урожая  и  низкой  эффективностью  труда.  Один  и  тот  же  регион,  одни  и  те  же  погодные  условия  и  климат,  система  хозяйствования,  сельскохозяйственная  техника,  а  результаты  разные.   Получается,  что  главное  влияние   на  результат  работы  хозяйствующего  субъекта  оказывают  личные  качества  и  профессиональный  потенциал  руководящего  звена,  а остальные  факторы  по  своему  значению  являются  вторичными.

Также  можно  привести  такой  пример  эффективности  хозяйственной  деятельности  государства  в  нынешних  условиях,  как  Министерство  обороны.  Помимо  военной  составляющей,  Минобороны  является  огромной  экономической  структурой,  где  решаются  вопросы  материального  обеспечения  около  миллиона  военнослужащих,  содержание   и  обслуживания  огромного  количества  военной  техники,  включая  ядерное  оружие.  Экономическая  форма  организации  работы  структур  Минобороны  по  сути  является  плановой,  а  собственность  имущества  -  государственная.  И  нынешнее  состояние  вооруженных  сил  свидетельствует,  что  такой  механизм  является  работоспособным.  Так  если  государству  по  силам  отрегулировать  хозяйственное  обеспечение  миллионного  коллектива  Минобороны,  почему  у  него  не  получится  организовать  работу  предприятия   по  переработке  вторсырья.

Кстати,  уместно  напомнить,  что  в  Советском  Союзе  вторсырье  принималось  у  населения  за  деньги  или  за  талоны  на  дефицитные  товары.  И  это  в  стране,  где  идеология  играла  важнейшую  роль  и  проводилась  большая  воспитательная  и  просветительская  работа.  Но  даже  тогда  применялся  механизм  поощрения  граждан  за  сданное  вторсырье.  На  каких  умозаключениях  строится  расчет  на  то,  что  в  рыночной  экономике  раздельный  сбор  достигнет достаточного  экономического  и  природоохранного  потенциала  на  идеологической  основе,  на  сознании  граждан?    На  том,  что  такая  система  применяется  за  границей?  Хотел  бы  сказать,  что  учет  менталитета  в  нашей  стране  является  одним  из  факторов  успеха  любого  дела,  начиная  от  создания  бизнеса  и  заканчивая  общенациональными  проектами.  За  рубежом  действенным  фактором    для  человека  является  аргумент  «я  соблюдаю  правила   и  это  в  моих  интересах».  Для  многих  наших  граждан  это  не  работает.  Нашему  человеку   нужно  увидеть  мотив,  по  которому  именно  для  него  важно  выполнить  предлагаемое   действие.   Поэтому  нужно  предложить  такие  аргументы,   чтобы  алчные    увидели  выгоду,  умные  -  преимущества,  а  сознательные  -  смысл.  К  каждой  категории  граждан  должен  быть  подобран  мотив,  который  затронет  их  душу,  ум  или  инстинкт  обогащения, и  тогда  можно  будет  ожидать  охвата  всего  населения  такой  новой  социально-бытовой  практикой   как  раздельный  сбор.   Небезразличные  к  социальным  проблемам  люди  были  во  все  времена  и  в  любых  условиях,  но  при  выборе  общенациональных  подходов  ориентироваться  на  них  нельзя.  Нужно  опираться  на  преобладающие  сегодня  в  обществе  мотивации  в  поведении  граждан.  Сейчас  на  пике  приоритетов  находятся  личный  успех  и  благосостояние  человека,  и  будет  разумно  использовать  сложившиеся  мотивационные  установки  людей  для  решения  общенациональных  проблем.

Особо  хотел  отметить,  что  установка  контейнеров  раздельного  сбора  на  мусорных  площадках  изначально  ограничивает  круг  задействованных  людей  количеством  сознательных  граждан  и  провоцирует  такое  явление,  как  социальный  паразитизм.  Ведь  приложенные  сознательными  гражданами  усилия  будут  приносить  определенную  пользу,  так  как  часть  сырья  попадет  на  переработку.  И  этим  результатом  будут  пользоваться  все,  включая  и  тех,  кто  не  прикладывает  никаких  усилий.   При  такой  ситуации  нет  никаких  причин,  по  которым  безразличные  граждане  должны  поменять   свое  поведение,  ведь  им  все  это  достается  даром.   И  все  это  приведет  не  к  увеличению  участвующих  в  раздельном  сборе,  а  к  сохранению  соотношения  между  количеством  сознательных  и  безразличных  граждан.  Сознательные  люди  получают  возможность  реализовывать  свою  гражданскую  позицию,  а  равнодушные  имеют  возможность  продолжать  игнорировать  интересы  общества.  Это  путь  в  никуда  -  острота  проблемы  мусора  будет  нивелироваться  усилиями  участвующих  в  раздельном  сборе,  но  не  приближаться  к  своему  решению.

Также  нельзя  ориентироваться  на  опросы  граждан,  которые  показывают  высокий  процент  поддерживающих  раздельный  сбор.  Имея  многолетний  опыт  внедрения  раздельного  сбора  на  протяжении  своей  работы  в  различных  организациях,  могу  утверждать  о  сильном  разрыве  между  озвученными   намерениями  людей и  их  реальными  действиями.

Самым  главным  аргументом  индивидуального  учета  участия  в  раздельном  сборе  является  пример  того,  что  все  важные  аспекты  взаимодействия  гражданина  и  государства  персонифицированы,  например,  уплата  налогов,  воинская  обязанность  и  т.д.  Представляете,  что  бы  было  с  уплатой  налогов,  если  бы  оно  основывалось  только  на  сознательности.  Даже  наличие  налоговых  инспекций  и  серьезных  мер  воздействия  на  неплательщиков  не  искоренило  желание  у  определенного  количества  граждан  уклоняться  от  этой  социальной  обязанности.  Получается,  что  экология   отдана   на  откуп  сознательности  и  это  предопределяет  переход  проблемы  мусора  в  категорию  вечной.

Нужно  отметить,  что  сейчас  параллельно  создается  несколько  систем  раздельного  сбора  -  специальные   контейнеры  на  мусорных  площадках,  прием  опасных  отходов  (люминесцентные  лампы)  осуществляют   управляющие  компании,  неисправную  технику  принимают  некоторые  торговые  сети  по  продаже   бытовой  техники  в  ходе  отдельных  акций, и  заявлено  о  планах  организации  приема   на  постоянной  основе.  Батарейки  принимаются  в  магазинах  экологически  ориентированных  торговых  сетей  (например,  Вкус  Вилл),  в  некоторых аптеках  установлены  контейнеры  для  приема  крышек  от  пластиковых  бутылок  в  рамках  отдельной  акции.  Также  объявлено  о  планах  установки  фандоматов  по  приему  бутылок  ПЭТ  прямо  в  магазинах  и  торговых  центрах.   Вам  не  кажется  это  нелогичным,  когда  гражданину  надо  нести  образующиеся  у  него  отходы  в  разные  места,  ведь  для  обычного  человека  самым  простым   является  вариант  сдачи  отходов   в  одно  место.  Это  еще  один  аргумент  за  создание  общегосударственной  централизованной  системы  сбора  вторсырья.

В  заключительной  части  хотел  бы  поделиться  следующими  размышлениями.  Установка  контейнеров  раздельного  сбора  на  всех  мусорных  площадках  страны,  организация  системы  вывоза  вторсырья  с  них,  строительство  высокотехнологичных   предприятий  по  сортировке  мусора  выльется  в  гигантские  суммы.  А  ведь  эти  расходы  можно  значительно  уменьшить,  если  нагрузка  по  первичной  сортировке  будет  возложена  на  граждан.  В  нашей  стране  по  информации  СМИ  порядка  40%  малых  населенных  пунктов  не  имеют  централизованной  системы  водоснабжения,  а  значит  и  канализации.  Во  многих  других  населенных  пунктах  и  городах  очистные  системы  нуждаются  в  ремонте  и  модернизации.  Если  сортировку  мусора  можно  организовать  без  участия  техники,  то  очистку  стоков  без  оборудования  осуществить  невозможно.  О  каком  экологическом  благополучии  можно  говорить,  если  усилия  и  денежные  средства    вкладываются   в  организацию  сортировки  отходов,  а  в  водные  объекты  по  всей  стране   продолжают   поступать  неочищенные  канализационные  стоки.  Даже  если  представить  себе,  что  полностью  решена  проблема  мусора  и  свалок,  загрязнение  водоемов  обесценит  достигнутый  результат.  Вы  верите  в  то,  что  денежных  ресурсов  хватит  для   одновременного  решения   этих  двух  застарелых  проблем?   Я  не  уверен  в  достаточности  средств   для  закрытия  даже  одной   проблемы.  Поэтому  там, где  можно  обойтись  без  сложного  технологического  оборудования,  нужно  подключать   граждан  посредством  системы  стимулов.

Все  вышеперечисленные  аргументы  обладают  той  или  иной  степенью  убедительности  для  конкретного  читателя,  но  надеюсь,  что  ими  не  пренебрегут.   Поэтому  рассчитываю,  что  они  привлекут  внимание  экосообщества  и  профильных  специалистов  и  будут   рассмотрены  ими.

Предлагаемая  система  стимулирования  экологически-сознательного  поведения  потенциально  способна  решать  и  другие  социальные  задачи.  То  есть  можно  применять  меры  поощрения  не  только  за  сданное  вторсырье,  а  также  за  отсутствия  грубых  нарушений  водителями  правил  дорожного  движения,  задолженности  по  уплате  алиментов  и  штрафов,  серьезных  административных  правонарушений,  уклонения  от  погашения  долговых  обязательств  и  т.д.  Сейчас  эти  моменты  регулируются  только  мерами  наказания  и  совершенно  не  задействован  механизм  поощрения,  что  определяет низкий   социальный   уровень  поведения  части  населения.

В  начале  этого  года  в  СМИ  появилась  информацию,  что  в  Китае  вводится  социальный  рейтинг  гражданина,  который  будет  учитывать  его  общественное  поведение  и  на  его  основании  гражданин  будет  получать  определенные  льготы  и  преференции.  Если  в  Китае  с  населением  около  миллиарда  человек  задумались  о  необходимости  такого  стимулирования,    значит  в  таком   подходе  есть  рациональное  зерно  и  оно  заслуживает  внимания.  Надеюсь,  что  размышления  и  аргументы,  изложенные   в  этой  статье,   заинтересуют  экспертов  отрасли  обращения  с  отходами  и  экологическое  сообщество   в  целом,  а  также  специалистов  природоохранных  ведомств.

Боярский  Евгений.

Сбор,  мусор,  отходы 

04.07.2019, 1398 просмотров.

Related posts